Сообщения без ответов | Активные темы Текущее время: 09 ноя 2024, 04:21


Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Интервью вице-президента Билайн Москва Андрея Пятахина 
Автор Сообщение
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2012, 17:55
Сообщения: 5354
Откуда: Москва
 Интервью вице-президента Билайн Москва Андрея Пятахина
«Сравнение скоростей мне напоминает анекдот про Запорожец»

В последнее время к качеству работы московской 3G-сети «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн») было немало нареканий. Кроме того, оператор, в отличие от целого ряда своих конкурентов, еще не имеет частот для следующего поколения — LTE. Но вице-президент «Вымпелкома» по московскому региону Андрей Пятахин не видит смысла устраивать «гонку теоритических скоростей мобильного интернета». О том, когда «Вымпелком» запустит 3G в Подмосковье и WiFi в метро, будет ли закрыта уличная WiFi-сеть оператора и почему на мобильный интернет предлагаются «квазибезлимитные» тарифы, Пятахин подробности в интервью Джитудей.

− Каким образом обстоят дела с запуском 3G-сети в диапазоне 900 МГц? Для чего вообще потребовалось использовать этот диапазон, предназначенный для GSM, под 3G?
− Мы установили оборудование UMTS-900 на территории новой Москвы и сейчас начинаем включать базовые станции в этом диапазоне. Это потребовалось для освоения территории на Юго-Западе от Москвы, где из-за запретов со стороны военных ни один из сотовых операторов не может использовать 3G-сети в стандартном диапазоне 2,1 ГГц.
В то же время, по нашим данным, передачу данных в стандарте UMTS-900 поддерживают лишь 5% имеющихся у абонентов телефонов. Зато модемы, которые мы сейчас продаем, уже UMTS-900-ready. Поэтому в этот диапазон будет переведен преимущественно трафик передачи данных.

− То есть голоса в GSM-900 больше не будет?

− Нет, у нас остаются абоненты с телефонами, поддерживающими только GSM-900. Да что там у нас — даже в Европе можно встретить пользователей с каким-нибудь Siemens A35. А оставлять абонентов без связи мы считаем неправильным. Поэтому голос GSM в диапазоне 900 МГц обязательно будет, просто большую часть полосы мы отдадим под UMTS-900, так как подавляющее большинство абонентов имеет двухдиапазонные телефоны GSM-900/1800.

− Когда Государственная комиссия по радиочастотам разрешила вам вместе с МТС и «Мегафоном» использовать GSM-частоты для UMTS, вам давали разрешение не только на диапазон 900 МГц, но и на 1800 МГц тоже. Будете ли вы его использовать?
− Основное преимущество диапазона 900 МГц — это большая зона покрытия. В то же время этот диапазон, по сравнению с диапазоном 2,1 ГГц, проигрывает по своей емкости. Но в Подмосковье этого и не требуется. Поэтому пока мы планируем использовать под UMTS только один из GSM-диапазонов — 900 МГц, причем только за пределами Москвы.

− А что вообще с 3G в Подмосковье? В прошлом году из-за внедрения 3G у вас начался масштабный этап замены оборудования за пределами Москвы...
− Сейчас мы осуществляем Swap оборудования: имевшиеся у нас базовые станции мы меняем на новые, которые поддерживают 3G. Одновременно происходит обновление транспортной сети, антенно-фидерного хозяйства и т.д. При этом наша основная задача — не допустить, чтобы наши абоненты остались без голосовой связи.
То есть Swap — очень сложная задача, фактически, эквивалентная замене двигателя на летящем самолете с экипажем и пассажирами. Хотя с точки зрения строительства, проще выключить старую базовую станцию и поставить вместо нее новую с поддержкой 3G, мы, руководствуясь интересами наших абонентов, разбили этот процесс на два этапа.

Сначала, весь прошлый год, мы были сконцентрированы только на замене GSM-оборудования. Процесс демонтажа одной базовой станции и замены ее на другую занимает несколько часов, которые могут сказаться на абонентском сервисе. Конечно, абоненты высказывали недовольство, но зато после замены они могли почувствовать все преимущества работы на новом оборудовании. Теперь мы уже занимаемся включением 3G на станциях.

− Значит, когда вы закупали то, старое оборудование, вы совершили ошибки, купив базовые станции, неприспособленные к 3G?
− В тот момент, когда решался вопрос о закупке оборудования для Подмосковья, необходимо было быстро развернуть сеть. О 3G тогда ходили только разговоры, и было непонятно, по какому пути будет развиваться технология: могло использоваться UMTS, могло — CDMA2000. Сейчас уже мы закупили оборудование с прицелом на будущее и устанавливаем базовые станции LTE-Ready.

− Правда ли, что у вас в Москве самая маленькая скорость 3G? Вы поддерживаете технологию HSPA+?
− Сравнение скоростей мне напоминает анекдот про Запорожец, который быстро поедет, если его сбросить с горы Арарат. Все эти скорости — лишь теория, и встретить абонента, который получал бы их на практике, крайне сложно из-за ограничений транспортной сети и особенностей самого стандарта 3G. Наша сеть поддерживает технологию HSPA+, оборудование позволяет достигать скоростей до 21 Мбит/с. При этом, например, iPad все равно не даст скачать большие файлы через 3G и потребует доступа через WiFi.

− Вы упоминали про транспортную сеть. Как обстоят дела с ее развитием, какая в среднем скорость магистральных каналов на одной базовой станции?
− Процесс развития транспортной сети происходит постоянно. Каналы могут использоваться различные: от радиоканалов от оптики. Среднюю скорость магистральных каналов мы даже не считали. Главное — это вовремя выявить потребность к увеличению ресурсов на конкретной базовой станции в период максимальный нагрузки, который в Москве длится больше, чем в регионах. Затем мы пытаемся понять, что нужно сделать: расширить радиочасть (каналы, идущие от базовой станции до телефона) или транспортную сеть. Технически можно подвести любую скорость к базовой станции, ограничение наступает только на ее емкость, но и в этом случае мы можем поставить дополнительную станцию.

Тут главный вопрос — в правильной архитектуре сети. Очевидно, например, что в Подмосковье мы чисто физически не можем подключить большую часть базовых станций по проводным каналам. Но это не означает, что из-за использования в качестве транспортной сети радиоканалов на этих станциях будут какие-то ограничения на скорость интернета. Надежность некоторых, основанных на радиорелейных технологиях, решениях, не уступает оптическим каналам.

− Происходит ли у вас совместное развитие инфраструктуры с другими операторами?
− Конечно, мы уже несколько лет пытаемся сотрудничать с коллегами по данному вопросу, так как наступило понимание, что в этой области мы не являемся конкурентами друг другу. Очевидно, что три стоящие рядом друг с другом башни — это и дорого, и не красиво. Поэтому по возможности мы используем совместно и башни, и коллекторы, и другие элементы инфраструктуры. Это позволяет нам получить неплохую экономию, а абонентам — получить лучшее качество.

− Продолжая тему мобильного интернета. В последние годы сотовым операторам удавалось демонстрировать рост абонентской базы во многом за счет сотовых модемов. При этом оператору зачастую опускались в демпинг, продавая модемы по цене ниже себестоимости. Как у вас обстоят дела с этим?

− В Москве мы никогда не продавали модемы ниже себестоимости. Мы отказались от дотаций на модемы, что, в свою очередь, способствовало повышению маржинальности этого направления бизнеса. Распространение оборудования по демпинговым ценам приводит к тому, что срок его жизни резко сокращается. В итоге оператор не успевает окупить затраты и торгует себе в убыток. Мы очень рады, что наши коллеги по рынку согласились с нами, и теперь у них модемы продаются гораздо дороже, чем раньше. Жизнь показала, что наша точка зрения — правильная.

− А правильно ли я понимаю, что ваше основное позиционирование в области мобильной передачи данных — это small-и medium-screen (смартфоны и планшеты), а вовсе не large-screen (компьютеры и ноутбуки)?
− Действительно, в Москве, в отличие от других регионов, наиболее активная часть аудитории мобильного интернета — это пользователи планшетов. Свои предложения мы стараемся, в первую очередь, делать для такой группы пользователей, в том числе и в области роуминга. И для таких абонентов большие скорости не так уж и нужны. Люди же, которые ходят с ноутбуками и dongle, сейчас уже встречаются реже.

− Агентство TelecomDaily провело исследование 3G по стране и пришло к выводу, что в тех регионах, где у вас нет проводных сетей, 3G развит лучше, чем в той же Москве. Это может быть объяснением того, что в Москве вы делаете ставку на планшеты, а не на USB-модемы...
− Нам ничто человеческое не чуждо, и в нашей розничной сети достаточно активно представлены модемы. Другое дело, что у нас в Москве достаточно хорошая сеть оптическая сеть FTTB, и имея дома интернет с WiFi-роутером, абонент вряд и будет пользоваться мобильным интернетом. Поэтому мы считаем сотовые модемы не конкурентом, а дополнением проводного интернета.

− Сеть Yota только что была перезапущена с технологии WiMAX на технологию LTE. Более того, ваши прямые конкуренты — «Мегафон» и МТС — также имеют разрешение использовать свои московские WiMAX-частоты для LTE. В этой связи получается, что вы находитесь в отстающих...
− Нельзя отставать от того, чего нет. Конечно, мы внимательно следим за развитием технологии LTE и считаем, что за ней будущее, имеем понимание, какой должна быть наша LTE-сеть, и, собственно, собираемся участвовать в предстоящих конкурсах по распределению LTE-частот. Основой нашего подхода в выборе стратегии развития LTE являются интересы наших потребителей. И на данный момент для нас не очевидна целесообразность искусственно форсировать запуск LTE. То есть мы не видим смысла куда-то спешить. С одной стороны, сейчас ограничен парк абонентского LTE-оборудования — в основном это USB-dongles, к которым есть много вопросов. С другой стороны, получив разрешение, мы сможем достаточно быстро развернуть сеть стандарта LTE. Мы понимаем, что строительство LTE сети является долгосрочным, технически сложным и инвестиционно емким проектом, который требует детальной проработки. В настоящее время мы завершаем комплексный анализ потенциального спроса. Также мы анализируем ситуацию с сетевым и абонентским оборудованием, сроки окупаемости и экономику проекта, а также международный опыт развития сетей LTE.

− А может тогда вообще не нужно это LTE? Ведь уже сейчас сети 3G могут развивать скорость до 40 Мбит/с.
− В нынешний момент как раз серьезной потребности в LTE нет. Но рынок передачи данных будет развиваться, и в какой-то момент возможности 3G-сети уже не будут отвечать потребностям, и тогда наступит время LTE. Таким сервисом может быть, например, потоковое видео, которое уже сейчас начинает набирать популярность. Но когда наступит этот момент — и для нас, и для аналитиков остается вопросом.

− Кстати, а WiMAX-сеть от Yota отъедала у вас рынок?
− Нельзя объять необъятное и забрать весь рынок. С одной стороны, у нас есть неплохая FTTB-сеть, пользователи которой вряд ли испытывают дома потребность в беспроводном интернете. С другой стороны, у нас есть 3G-сеть для обладателей смартфонов и планшетов. Поэтому говорить о том, что WiMAX у нас что-то забрал, было бы неправильно. Да, конечно, всегда хочется большего, но мы имеем свой фокус и не хотим распыляться.

− Еще одна компания — «Антарес» — сейчас проводит тестирование в Москве сети LTE в диапазоне 1900 МГц. Как вы на это смотрите?
− Мы внимательно следим за коллегами, и с технологической точки зрения проводимое ими тестирование представляется нам интересным. Однако мы пока не видим у них «бизнес-кейса» для игры «вдолгую». С нашей точки зрения, наиболее перспективные диапазоны для технологии LTE — это 800 МГц и 2,5 ГГц. И именно это поэтому уважаемый Роскомнадзор выставил частоты в этом диапазоне на конкурс.

− Недавно структура АФК «Система» получила в Москве частоты в диапазоне от 400 МГц до 800 МГц. Формально они были выданы под телерадиовещание, но на рынке есть версия, что в конечном итоге они будут использовать для передачи данных. Не видите ли себя в этом угрозу?
− Технологий еще много будет появляться. Но абоненту, по большому счету, все равно, как технология называется: GPRS, 3G или даже 5G. Ему главное, чтобы она работала в его устройствах. Те же планшеты периодически уходят из сотовой сети в Wi-Fi, а пользователи даже этого не замечают. Поэтому весь вопрос в том — как какую-то конкретную технологию продать абоненту.

− Кстати, а что с вашей WiFI-сетью? Недавно вы же избавились от значительной части ваших WiFi-частот, чтобы избежать высокой платы за них. Не привело ли это к ухудшению качества обслуживания?
− Для нас наилучшим индикатором качества работы является наш call-центр. И потока жалоб на нашу Wi-Fi-сеть не наблюдалось. До недавнего времени, когда не надо было платить государству за частоты, задача оптимизации использования радиочастотного спектра не стояла. Но теперь такая задача появилась: мы избавились от излишек частот и перераспределили оставшиеся частоты без ущерба для качества.

− Какие вообще у вас планы относительно WiFI-сети?

− У нас сейчас 12 тыс WiFi-точек outdoor. Мы их число не уменьшаем, а лишь меняем расположение некоторых точек. Новые же точки мы ставим в основном indoor. Например, у нас есть очень хороший проект по установке Wi-Fi-хот-спотов в торговых центрах. Также мы снова тестируем бесплатный доступ к Wi-Fi-сети при условии просмотра пользователем рекламы.

− Недавно вы начали тестировать WiFi-доступ в метро. Действительно ли вы готовы делать это бесплатно?
− Мы готовы сделать при условии, если метрополитен пойдет нам навстречу, поскольку проект является затратным. Думаю, что у коллег из МТС, также тестирующих Wi-Fi в метро, аналогичные требования.

− Зачем вообще нужен WiFi в метро, если он в качестве транспорта использует 3G? Почему это лучше, чем просто идти через 3G?
− Wi-Fi- это не конкурент 3G, а дополнение. К тому же есть множество устройств с поддержкой Wi-Fi, но без сим-карт, в том числе и у гостей столицы. Кроме того, в рамках данного проекта мы увеличиваем емкость 3G-базовых станций в метро.

− Но ведь, согласно нашему исследованию, у вас в метро не так много базовых станций 3G, как у «Мегафона»?
− Мы можем увеличить число 3G-станций, если достигнем соответствующих договоренностей с руководством метрополитена. Дело же в чем: непосредственно на станциях метро пользователям мобильный интернет практически не нужен. Лидером же по связи в перегонах сейчас являемся мы, именно поэтому мы можем уверенно сказать, что обладаем сейчас лучшем инфраструктурой в метрополитене.

− А какую скорость мобильного интернет вы считаете комфортной для абонента?
− Разброс может быть самый разный. Если говорить обо мне, то для меня на планшете вполне достаточно 1 Мбит/с. Но я не качаю больших приложений и использую планшет, в основном, для чтения новостей и отправки почты. А когда я закачивал фотографии в Facebook, то мне для этого хватало даже EDGE.

− Полгода назад в вашей сети произошел очередной сбой. Вы обещали провести расследование, но потом обо всем забыли...
− Мы ни о чем таком не могли забыть, особенно в Москве, где потребитель платит больше, чем в других регионах, и требует, соответственно, большего. Сеть — это живой организм, на котором периодически возникают «болячки». У нас существуют специальные процедуры, каким образом такие «болячки» лечить и выяснять причины их появления. Если говорить о сбое в сентябре, то тогда причиной стало образование «паразитной петли»: при модернизации сети сигнальный трафик между большими коммутаторами пошел в неправильном направлении. В этом году был сбой из-за пожара коллектора в районе Савеловской пострадали все операторы. Мы стараемся защититься от таких событий и резервируем сети, но сбои периодически случаются.

− У вас, как и у ваших конкурентов, уже несколько лет «в моде» квазибезлимитные тарифы на мобильный интернет. То есть абоненту заявляют, что тариф — безлимитный, но на самом деле после некоторого порога скорость доступа резко снижается. Почему нельзя было просто включить в абонентскую плату какой-то определенный объем трафика, а за дополнительные мегабайты тарифицировать отдельно?

− Мы пробовали разные модели ценообразования на рынке, в том числе и полностью безлимитные, и лимитные. По нашей оценке, нынешние тарифы, как вы их назвали — «квазибезлимитные» — удовлетворяют потребности 90% пользователей. Им вполне достаточно такого объема, который мы включаем в тарифы. Лимит же необходим для защиты от фрода (были случаи, когда на безлимитных тарифах, например, устраивали интернет-клубы) и сохранении рентабельности нашего бизнеса. К тому же на новых тарифах у нас появилась опция «продли скорость», позволяющая продолжать пользоваться интернетом на нормальной скорости после превышения лимита.

В свое время мы запускали GPRS-пакеты, когда вперед можно было купить определенные объемы трафика, но пользователям, в том числе и продвинутым, не понравилась необходимость периодически вводить необходимые для покупки пакетов USSD-команды.

− А почему пользователи кредитной системы имеют «безлимитные» тарифы предоставляются без ограничения объема трафика, но с ограничением по скорости — 256 Кбит/с?
− Это связано с особенностями работы биллинговой системы и мы в ближайшее время это исправим.

− Возвращаясь к теме 3G. То, что в Москве 3G плохо работает — это из-за различных ограничений, наложенных со стороны военных?

− Тут целый ряд факторов, в особенности — наибольший спрос. Но при этом никак нельзя сказать, что в Москве «плохой» 3G-трафик. Наоборот, мы очень довольны своей 3G-сетью. И лучшее подтверждение этому то, что, по нашим оценкам, мы являемся лидером в Москве по числу активных абонентов и выручке.

− Кстати, об абонентах. Что с абонентской базой в Москве? Она продолжает расти?
− Да, и тут есть целый ряд факторов. Во-первых, приток мигрантов из других стран.. Во-вторых, это подрастающие дети. Сейчас в 14-15 лет ходить без iPhone/Android — это значить не быть частью социальной среды. Наконец, все увеличивается число устройств, требующих SIM-карты, например, те же планшеты. То есть понятно, что владелец планшета может уже и быть нашим абонентом, но он вряд ли будет вынимать из своего телефона SIM-карту и вставлять в планшет.

− А если без учета этих факторов — существует ли миграция абонентов между операторами?

− Да, например, есть абоненты, которые не привязаны к своим телефонным номерам и в поисках разного рода акций переходят от одного оператора к другому. Есть и еще одна категория: это люди, которые сменили работу, получили корпоративный номер другого оператора и затем перевели свою семьи. Такие ситуации — обычная практика для всех городов мира.

− Ожидается ли в ближайшее время появление каких-либо новых тарифных планов?

− Мы не сторонники постоянно менять тарифы и считаем, что абонентам необходима стабильность. У нас сейчас, на мой взгляд, очень сбалансированная тарифная линейка. Есть недавно запущенная серия тарифов «Все включено», которая позволяет абонентам не думать о затратах ни на голос, ни SMS, ни на интернет, причем не только в Москве, но и находясь в другом регионе. Есть также предложение для молодых и активных пользователей «Go!», существуют тарифы для приезжих, которые мы считаем самыми выгодными в Москве, и др тарифы. При этом, безусловно, мы следим за рынком и отслеживаем действия конкурентов и, при необходимости, вносим коррективы в существующие тарифы.

Беседовал Игорь Королев

Источник >>


19 май 2012, 09:34
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

«Мобильные сети» © · Все права защищены
Работает на движке phpBB Group ©
Модифицирован: network

Статистика: